Случается, что совладельцы многоквартирного дома не довольны деятельностью правления ОСМД и хотят инициировать проведение аудиторской проверки, но правление ОСМД не предоставляет для этого никаких документов.
Следует отметить, что каждый отдельный совладелец не имеет безоговорочных полномочий на доступ ко всем документам ОСМД.
Так, в соответствии со ст. 10 Закона Украины «Об объединении совладельцев многоквартирного дома» (далее — Закон об ОСМД) совладельцы имеют право знакомиться с решениями (протоколами) общих собраний, утвержденных такими решениями документами, и делать с них копии.
Также каждый совладелец имеет право свободного доступа к технической документации на многоквартирный дом (ч. 4 ст. 5 Закона Украины «Об особенностях осуществления права собственности в многоквартирном доме»).
Что же касается финансово-хозяйственной деятельности ОСМД, то согласно ст. 10 Закона об ОСМД для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью правления объединения на общем собрании избирается из числа совладельцев ревизионная комиссия (ревизор) или принимается решение о привлечении аудитора.
Порядок деятельности ревизионной комиссии и ее количественный состав утверждаются общим собранием. Таким образом, при наличии в ОСМД ревизионной комиссии, именно ревизионная комиссия вправе обратиться к правлению ОСМД относительно предоставления документов, которые относятся к финансово-хозяйственной деятельности ОСМД, и осуществлять их проверку.
Или общее собрание может принять решение о привлечении аудитора.
Но, что же делать в случаях, если правление игнорирует требования ревизионной комиссии или просьбы аудитора о предоставлении документов на проверку? Или если председатель правления отказывается подписать договор о проведении аудита?
Органы управления ОСМД и их компетенция определены в ст. 10 Закона об ОСМД. Высшим органом управления объединения является общее собрание. Правление является исполнительным органом объединения и подотчетно общему собранию. Порядок избрания и отзыва членов правления, их количественный состав и сроки избрания устанавливаются общим собранием.
Таким образом, совладельцам следует помнить, что именно общее собрание является высшим органом управления ОСМД, а не правление.
Поэтому, при наличии волеизъявления совладельцев, они могут принять решение о проведении аудиторской проверки и уполномочить одного из совладельцев на заключение с аудитором соответствующего договора. Обратите внимание, что результаты аудиторской проверки передаются, как правило, председателю правления. А потому, если совладельцы имеют определенные претензии к председателю правления и желают чтобы аудиторский отчет был передан другому лицу, например, тому же совладельцу, который договор с аудитором заключил, то кроме полномочий на заключение договора необходимо включить в повестку дня общего собрания и вопросы о предоставлении полномочий на получение результатов аудиторской проверки.
Одновременно общее собрание может уполномочить одного из совладельцев на получение доступа ко всем документам ОСМД (с правом предоставления необходимых документов аудитору или ревизионной комиссии). И такие полномочия могут быть предоставлены совладельцу несмотря на то, что правление не уволено.
Также, по необходимости, общее собрание как высший орган управления ОСМД, может ограничить определенные полномочия правления на время проведения аудиторской проверки или проверки ревизионной комиссии.